The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

0 0

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё.

Тренд на механики и сюжеты, связанные с путешествиями во времени, лично мне кажется в равной степени любопытным и заезженным. Эта концепция буквально создана для интерактивного формата: ни один другой медиум не в силах раскрыть её потенциал так, как это могут сделать игры. The Legend of Zelda: Majora’s Mask, Braid, The Sexy Brutale, Outer Wilds, первый сезон Life is Strange, цикл визуальных новелл Zero Escape, Deathloop, даже отечественный «Анабиоз»— в умелых руках эксперименты с пространством и временем дарят незабываемый опыт. А вот в руках неумелых или ленивых, которые встречаются куда чаще, они вызывают неописуемую тоску. За примерами далеко ходить не нужно: недавняя Twelve Minutes при своём трёхчасовом хронометраже успевает наскучить до слёз, загубив все хорошие идеи и актёрскую игру никудышным исполнением.

Однако этим летом копилка удачных экспериментов пополнилась The Forgotten City — детективом в антураже древнего Рима от независимой студии Modern Storyteller. Учитывая скромный бюджет и крошечный коллектив разработчиков, я не ждал от него особых успехов — а в результате открыл для себя одну из лучших сюжетных игр в жанре. И теперь надеюсь открыть её вам, потому что такие вещи выходят не каждый день.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Memento mori

Содержание статьи:

Если вы в когда-нибудь интересовались пользовательскими модами для Skyrim, то название The Forgotten City может показаться подозрительно знакомым. В 2015 году, задолго до эволюции в самостоятельную игру, проект будущей студии Modern Storyteller (вернее, её основателя — Джеймса Пирса) вышел в качестве бесплатной модификации на платформе Nexus Mods. Публика, как и пресса, встретила её крайне тепло. Для задумки, претворённой в жизнь всего одним разработчиком-самоучкой, оригинальная The Forgotten City получилась очень и очень достойной. Пирс в одиночку продумал геймдизайн и код, привлёк актёров озвучки и даже озаботился записью оркестрового саундтрека, а написанный им детективный сценарий получил признание Австралийской гильдии писателей. Словом, впечатляющий результат для новичка, который пришёл в игровую индустрию без опыта, прямиком из корпоративной юриспруденции.

Теперь же, шесть лет спустя, Пирс собрал маленькую команду единомышленников и вернулся к первоначальной идее, чтобы переосмыслить и развить её до масштабов самостоятельного произведения. События «новой» The Forgotten City разворачиваются в нашем времени: главный герой приходит в себя на берегу реки Тибр, из которой его вытащила таинственная незнакомка в чёрной кофте с капюшоном. Он не помнит, как именно здесь оказался, но разбираться в произошедшем некогда, потому что спасительница тут же просит вернуть должок: найти её товарища, который час назад отправился в пещеру неподалёку и до сих пор не вернулся. В этом неприметном местечке якобы сокрыты руины неизвестного древнеримского поселения. Кто знает, какие сокровища и опасности могут там поджидать?

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Традиционный римский форум, прошлое и настоящее

К сожалению, в пещере ждут не только останки мёртвого города, усеянные десятками золотых человеческих статуй, но и портал, который переносит героя на пару тысяч лет в прошлое — в эпоху, когда пыльные руины населяла небольшая процветающая коммуна всего из пары десятков человек. Здесь римляне, греки, египтяне и представители многих других народностей уживаются друг с другом без малейшего конфликта: ни краж, ни убийств, никто даже голос на соседа не повышает. Правда, эта идиллия целиком построена на страхе. Все обитатели города — от простолюдинов до патрициев — строго подчиняются таинственному закону под названием «Золотое правило»: оно гласит, что за грех одного человека обречены расплачиваться все. И, глядя на застывшие повсюду статуи, несложно догадаться, какое наказание уготовано провинившимся.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Если вдруг померещится, что статуи следят за вами взглядом, пока вы смотрите куда-то в сторону, то… В общем, лучше думайте о хорошем

Ваше прибытие, если верить словам правящего магистрата, означает лишь одно: кто-то из жителей собирается нарушить правило, тем самым погубив всех остальных, включая вас. Перспектива сомнительная, но есть и хорошие новости: если вам удастся в течение дня найти будущего грешника и остановить его, то катастрофы можно избежать. Однако на словах это гораздо проще, чем на деле. Город только с виду похож на утопию: в реальности он гниёт от междоусобных склок, неурядиц и просто неудачных обстоятельств, которые серьёзно мешают расследованию. Вечером должны пройти выборы нового магистрата, но фаворит предвыборной гонки считает правило наивным вымыслом: люди, сами того не подозревая, вот-вот отдадут власть собственному палачу. Несколько человек, в том числе дочь правителя, вообще пропали без вести, хотя из города в принципе невозможно выбраться. Правило запрещает поднимать руку на ближнего и посягать на чужое имущество, но не имеет ничего против долгового рабства, которое толкает отчаявшихся бедняков (читай, ценных свидетелей) к самоубийству.

Решить эти проблемы за один день не получится при всём желании… По крайней мере, с первой попытки. Когда кто-то неминуемо нарушит правило, у вас будет шанс обернуть время вспять и вернуться в начало дня, пройдя через портал на окраине города. Да, всё вернётся на круги своя, но вы не останетесь с пустыми руками: предметы, найденные в предыдущей петле, перейдут вместе с вами в следующую. Как и важная информация, которая позволит избежать предыдущих ошибок и изменить ход событий (но это при условии, что вы окажетесь в нужном месте в нужный момент). А для этого придётся изучить местность как свои пять пальцев, узнать каждого жителя поближе и вытащить на свет множество тщательно спрятанных секретов — даже те, о которых никому лучше не знать.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Пейзажи и архитектура позабытого города душераздирающе красивы: на каждом углу хочется остановиться и сделать пачку скриншотов. Неспроста авторы сразу добавили в игру фоторежим

Молчание — золото

По-хорошему, здесь рассказ о The Forgotten City стоило бы и закончить: это одна из тех историй, которые, по аналогии с Outer Wilds (тоже советую, если вы ещё не), лучше увидеть лично, а не в пересказе с чужих слов. Более того, здесь нет практически ничего, кроме истории. За исключением пары коротких (и не очень нужных) боевых сегментов, весь игровой процесс сводится к исследованию города и диалогам с его обитателями в поисках новых улик, происшествий и зацепок. Тут нет никаких RPG-элементов, нудных головоломок или каких-либо других механик, которые отвлекали бы от главного: хитроумного клубка сюжетных интриг. Хотя за разработку отвечало всего три человека с достаточно скромным бюджетом, камерный мир The Forgotten City ощущается на удивление большим, насыщенным жизнью местом, которое действительно хочется исследовать вдоль и поперёк. Авторы, конечно, оставляют кое-какие ориентиры, чтобы игрок совсем уж не потерялся, но никогда не ведут его за руку, если он сам того не захочет.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Лук, превращающий органическую материю в чистое золото, пригодится ещё и для своеобразного платформинга: с его помощью вьющаяся лоза станет прочной лестницей

Разумеется, во многом это заслуга сценария, которым вновь занимался создатель оригинального мода Джеймс Пирс: именно благодаря литературным текстам The Forgotten City производит впечатление большой, продуманной до мелочей тайны. Сам по себе город невелик, зато каждый из его жителей по-своему интересен. Даже у самых отъявленных подонков есть харизма, мотивация и собственное мнение обо всём на свете, а ситуации с их участием нередко запоминаются. Мне нравилось, например, в начале каждой петли заглядывать в гости к улыбчивому греку Георгию: добродушный портной использует золотые статуи в качестве манекенов для своего ателье — мол, не пропадать же добру. В невероятно комичной беседе можно попытаться объяснить весталке, что такое мемы и почему имя Карен стало нарицательным. Или послушать воспоминания закалённого легионера о том, как ему приходилось казнить братьев по оружию из-за круговой поруки. А ещё можно ввязаться в дебаты о природе правосудия со старым философом-отшельником, приобщиться к древнеримской демократии и высказать надменному политику всё, что вы думаете о классовой иерархии.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Диалоги с персонажами неплохо поставлены, но сразу же выдают недостаток полировки и бюджета игры. Скованная анимация, мимика и стеклянные взгляды на тысячу ярдов

При этом всё вышеописанное не отвлекает от главной интриги, а, напротив, дополняет её. Поиски будущего грешника плавно уступают место загадке происхождения города и мистического правила, а Modern Storyteller умело переплетает элементы научной фантастики с реальной историей. Тем не менее, есть кое-какие аспекты, которые всё же мешают назвать сюжет The Forgotten City образцовым. Персонажи, несмотря на бесспорную харизму, частенько заступают на территорию плоских стереотипов: им явно не хватает экранного времени, чтобы хоть как-то раскрыться. Также слегка расстраивает, что в ходе игры повествование затрагивает немало противоречивых тем, но исследует их довольно поверхностно. Социальное неравенство, однополые отношения, субъективность этики, жестокость древнего Рима к подчинённым народам, минусы экономической и политической системы Римской империи… Обо всём этом было бы очень интересно поговорить в подробностях, но, увы, не судьба.

Впрочем, это вряд ли ощутимо испортит удовольствие от игры. С ключевой частью сценария, которая должна работать идеально, The Forgotten City справляется просто отлично: я давно не видел таких грамотных, увлекательных, внимательно написанных историй, где замешаны путешествия в прошлое и временные петли. Она написана не «хорошо» или «интересно», а именно что внимательно, с пониманием дела: авторы ни на минуту не забывали, что нарратив и геймплей должны дополнять друг друга и работать в тандеме. А потому смогли избежать ошибок, которые с лёгкостью поставили бы на подобном сюжете крест, как это произошло с Twelve Minutes и другими схожими проектами.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

Игры, где ключевой геймплейной механикой (в том или ином виде) выступают временные петли, по иронии очень любят тратить время игрока попусту — не все, но многие. Они любят заставлять аудиторию из раза в раз проделывать одни и те же действия в попытке найти единственно верное решение, которое позволит продвинуться дальше. В теории это вполне вписывается в затею, но на практике чаще вредит игровому опыту. Темп повествования неизбежно проседает, внимание игрока рассеивается, он начинает скучать и поневоле замечает мелкие сценарные ошибки, технические недоработки… В The Forgotten City же скучать попросту некогда, потому что расследование по большей части нелинейно: за многие зацепки можно браться в том порядке, в каком захочется. И хотя для разгадки так или иначе придётся пережить не один цикл, разработчики не вынуждают вас лишний раз заниматься рутиной. Каждая новая петля ощущается как шанс исследовать другую теорию и заняться чем-то новым, а не как очередной тупик.

 Осторожно, небольшой спойлер!

Пожалуй, мой любимый момент The Forgotten City — это сюжетная арка Галерия: простоватого, но отзывчивого фермера, который приветствует героя в начале каждой петли. При первой встрече он бегло знакомит игрока с персонажами, ключевыми локациями и местным укладом жизни, поэтому кажется, что он просто играет роль рупора для экспозиции. Но уже на второй-третьей петле, когда вы соберёте достаточно информации, функция Галерия становится куда более важной. Вместо того, чтобы повторять шаги из предыдущей петли, вы можете рассказать ему, что произойдёт в ближайшие несколько часов, и отправиться по другим делам, пока ошалевший фермер разбирается с проблемами, досаждавшими вам в прошлом.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

В этом плане Modern Storyteller уже позаботилась об удобстве игрока куда тщательнее, чем многие ААА-студии, но дальше — лучше. Тот факт, что Галерий носится по городу и решает проблемы вместо игрока, прямо влияет на развитие сюжета: благодарность местных жителей в конце концов помогает бедняку заслужить уважение и стать новым магистратом, что ведёт к лучшей концовке! Это очень маленькая, но крайне остроумная деталь, о которой большинство разработчиков (и сценаристов) вряд ли бы задумалось.
 

Также приятно, что Modern Storyteller ответственно подошла к логике повествования. Как правило, всяческие путешествия во времени — это настоящий генератор сюжетных дыр и нестыковок, но The Forgotten City на редкость аккуратна в этом плане. Временные петли здесь не просто предлог, придуманный в угоду экзотическому сеттингу, а неотъемлемая, чётко объяснённая часть нарратива, которая помогает донести посыл истории. Мелочи, кажущиеся нелепыми ошибками, в кульминации тоже получают внятное обоснование, все чеховские ружья дают залп. Главный сюжетный поворот можно разглядеть издалека, если вы немного знакомы с греко-римской мифологией, но это ни капли не разочаровывает: я догадывался, в чём дело, но всё равно был удивлён.

Вдобавок даже после этого откровения The Forgotten City продолжает набирать обороты и заканчивается буквально за полчаса до момента, когда игрок начал бы слегка уставать от накала страстей. Ни раньше, ни позже. Лично меня это радует больше всего: хорошая история всегда должна выходить на поклон вовремя, чтобы после титров аудитория вздохнула с удовлетворением, а не с облегчением. И хотя сам по себе финал, конечно, вызывает кое-какие вопросы, жаловаться на него совершенно не хочется.

The Forgotten City: один из лучших детективов про временные петли

После такого эффектного дебюта Modern Storyteller однозначно претендует на звание одной из самых видных инди-студий последних лет. А The Forgotten City, наверное, всё-таки не тянет игру года, но точно оставляет долгое и приятное послевкусие. Она не пытается быть высоким искусством, не пытается перевернуть ваш внутренний мир и совершить революцию — это игра, которая просто рассказывает увлекательную историю. И делает это находчиво. Побольше бы такого.
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

15 + два =